РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

                                                                                                                                      

                           

                                                                           

Минск и Минская область 



        Развитие школьной медиации в Республике Беларусь началось с проекта «Медиация – искусство договариваться», реализованного Общественным объединением «Образовательный Центр «ПОСТ»» в сотрудничестве с Союзом социальной защиты (Минден, Германия) при поддержке Агентства по медиации и коммуникации «Klaren & Losen» (Берлин, Германия) в 2010-2011 гг. В рамках проекта представители образовательных и социальных учреждений и организаций Беларуси приняли участие в длительной образовательной программе, направленной на овладение практическими навыками медиации. Одним из главных итогов проекта стало создание и функционирование пилотных площадок по медиации на базе средних школ г. Минска и Минской области. Первая школьная служба медиации была создана в СШ №161 г. Минска школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало в 2010 году.
        Опыт проекта был описан в учебно-методическом пособии «Базовый курс медиации: рефлексивные заметки» [1]. Это первое пособие по медиации, написанное белорусскими авторами и основанное на реальной практике обучения и использования данной технологии разрешения конфликтов в белорусских условиях. В главе книги «На пути создания служб медиации» приведен рефлексивный опыт и примеры из практики участников пилотных площадок, а также модельная программа по организации школьной службы медиации, которая успешно реализуется в немецких школах и была взята за основу в процессе создания аналогичных служб в нашей стране [1, С. 294-299;2].
        Основные трудности, которые пришлось преодолевать инициаторам создания школьных служб медиации (у некоторых это получилось, у некоторых – нет):

  • низкая популярность данной технологии разрешения конфликтов (медиация не равно медитация»;
  • отсутствие команды единомышленников среди сотрудников школы («один в поле не воин»);
  • отсутствие поддержки со стороны администрации учреждения;
  • отсутствие программ подготовки медиаторов-детей;
  • загруженность педагогов и детей;
  • сложности в поддержании мотивации у педагогов и учеников к развитию службы медиации.
            Все перечисленные выше сложности были учтены при реализации в 2013-2014 гг. проекта «Дружелюбная школа для стабильного будущего». Данный проект был реализован Общественным объединением «Белорусский фонд SOS-Детская деревня» совместно с лабораторией медиации и практической конфликтологии филиала Российского государственного социального университета в г. Минске при поддержке Программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь. Он был направлен на создание школьной службы медиации на базе Боровлянской средней школы №1 (Минский район, Республика Беларусь).
            В рамках проекта:
  • разработаны образовательные программы по медиации для учеников (16 часов для 6-8 классов, 20 часов для 9-11 классов) и для педагогов (96 часов);
  • разработана «Рабочая тетрадь медиатора», которая использовалась как в процессе подготовки учеников-медиаторов, так и явилась сборником методических материалов для практикующих подростков-медиаторов;
  • 415 детей, 73 педагога, 138 родителей приняли участие в обучающих мероприятиях проекта, направленных на развитие навыков предотвращения насилия и разрешения конфликтов, а также популяризацию медиации в школе;
  • обучены медиаторы: 22 учащихся (13 учащихся 6-8 кл.; 9 учащихся 9-10 кл.; 11 педагогов;
  • создана школьная служба медиации «ПРИМИРЕНИЕ»;
    создан настенный календарь на основе результатов конкурса рисунков (6-7 классы) и конкурса эссе (8-11 классы) «Миротворцы в школе» (календарь был повешен в каждом классе с целью популяризации школьной службы медиации);
  • снят видеоролик о школьной службе медиации для школьного телевидения и записана реклама услуг подростков-медиаторов для школьного радио;
  • оборудован кабинет школьной службы медиации, разработана и пошита одежда (куртки, майки и платки с логотипами службы) для школьников-медиаторов.

            Руководителем образовательных мероприятий в рамках проекта выступила Марина Бойко, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией медиации и практической конфликтологии, руководитель службы медиации филиала Российского государственного социального университета. Подготовкой медиаторов также занимались: Арсен Джанашиа (руководитель студии развития «eduStory», старший преподаватель кафедры психологии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова»), Юлия Хватик (кандидат юридических наук, руководитель юридической клиники Белорусского государственного экономического университета), Людмила Махова и Ирина Сукало (психологи СШ №161, руководители первой школьной службы медиации в Республике Беларусь), а также сотрудники службы медиации филиала РГСУ г. Минске (Людмила Высоцкая, Мария Бобок, Елена Лобко, Владислава Плеханова).
            В рамках проекта «Дружелюбная школа для стабильного будущего» Людмилой Высоцкой и Марией Бобок (под руководством М. Бойко) было выполнено несколько научных исследований, которые позволили проанализировать особенности внедрения медиации в практику разрешения конфликтов в школе. Вот темы некоторых из них:
  • Роль обучения медиации в развитии коммуникативных и организаторских способностей подростков.
  • Мотивация обучения медиации у подростков [3].
  • Медиаторы в представлении подростков [4].
  • Оценка эффективности медиации посредниками и конфликтующими сторонами [5].
            Результаты исследований были представлены на научно-практических конференциях в Беларуси, России, Грузии, Армении, Литве. Людмила Высоцкая за исследование индивидуально-психологических характеристик подростков-медиаторов получила звание Лауреата XXIII Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Республики Беларусь и была поощрена специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
            20 февраля 2014 г. на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Минске состоялась первая в Беларуси научно-практическая конференция посвященная школьной медиации «Дружелюбная школа для стабильного будущего». Она была направлена на проведение итогов одноименного проекта, а также популяризацию школьной медиации среди специалистов учреждений среднего и высшего образования.
            В конференции приняли участие 75 человек: специалисты областного управления образования, районных отделов образования, институтов развития образования, учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования г. Минска и Минского района.
            В рамках пленарного заседания опытом внедрения восстановительной медиации в урегулирование конфликтов с участием несовершеннолетних поделился Рустем Максудов (председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, г Москва, Россия). Школьники-медиаторы Боровлянской средней школы в рамках мастер-класса «Школьная медиация в действии» продемонстрировали свои способности в разрешении конфликтных ситуаций, промедиировав конфликт в рамках ролевой игры. На круглом столе, организованном школьными психологами Людмилой Маховой и Ириной Сукало, сотрудники учреждений образования обсудили сложности и перспективы развития школьной медиации в нашей стране.
            Кроме того, в 2013 году Образовательно-консалтинговое учреждение «Центр эффективных коммуникаций “Фидбэк”» в сотрудничестве с «Bund fur Soziale Verteidigung e.V.» (BSV, Минден) и при содействии  Федерального правительства Германии начал реализацию обучающего курса «Медиация как метод эффективного разрешения конфликта».
             Программа обучающего курса предусматривала обучение технологии медиации группы мультипликаторов с целью развития социальных и профессиональных компетенций в конструктивном разрешении конфликтов на основе медиации. Данный курс прошли представители образовательных и социальных учреждений, сотрудники общественных организаций, а также коммерческих и некоммерческих структур. Цели курса: получение прикладных знаний, основ и механизмов поведения в переговорном процессе между конфликтующими сторонами; обучение первичным навыкам посредничества в разрешении конфликтов, медиативным техникам и отработка навыков проведения медиации; обсуждение вопросов, связанных с условиями организации и функционирования центров медиации.
            В рамках программы была предусмотрена  поддержка и сопровождение мультипликаторов в реализации ими идеи медиации в своей практической деятельности. С целью укрепления сообщества медиаторов и повышения эффективности их обучения со стороны бело- немецкой экспертно-тренерской команды (Штефан Ульрих, Сергей Лабода, Алена Луговцова, Юлия Егорова и др.) осуществляется супервизия и информационно-методическая поддержка.
            После обучения на курсе «Медиация как метод эффективного разрешения конфликта» педагоги из ГУО «Средняя школа №6 г. Минска» предложили свое учебное заведение в качестве экспериментальной площадки для внедрения школьной медиации. Кураторами данного проекта стали тренеры Алена Луговцова (заместитель начальника отдела международных связей Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета) и Юлия Егорова (начальник инновационно-методического отдела центра развития педагогического образования БГПУ), при содействии которых в этой школе был заложен фундамент для создания школьной службы примирения. Свой опыт Алена Луговцова и Юлия Егорова отразили книге по школьной медиации, которой в 2017 году присвоен гриф Министерства образования Республики Беларусь и она рекомендована для использования во всех школах страны. На момент написания статьи книга готовится к печати.

 Продолжая тему развития школьной медиации в Минске отдельно хотелось бы остановиться на опыте внедрения идеи разрешения конфликтов мирных путем с использованием технологии медиации через обучение педагогического состава учебных заведений.
        Так, силами заместителя начальника отдела международных связей Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета, тренера Алены Луговцовой и начальника инновационно-методического отдела центра развития педагогического образования БГПУ, тренера Юлии Егоровой курс «Медиация как метод эффективного разрешения конфликта» (2013 год) получил свое развитие в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, где в рамках программ по повышению квалификации учителей проводятся обучающие мероприятия по теме медиации. Эти мероприятия имеют разную форму и разные целевые группы. Например, одной из форм обучения медиации являлся скандинавский учебный кружок. Эта форма была использована для поддержки сообщества прошедших обучение технологии медиации и для привлечения новых заинтересованных людей. Кружок проводился на базе Центра развития педагогического образования БГПУ им. М. Танка. В этом же университете была проведена серия тренингов по медиации для заинтересованных преподавателей и студентов, как данного вуза, так и других вузов Минска.
        Параллельно соавторами учебно-методического пособия «Базовый курс медиации: рефлексивные заметки» кандидатом психологических наук, проректором РИПО по учебной работе Еленой Касьяник и старшим преподавателем кафедры психологии профессионального образования РИПО Ольгой Савчик на базе Учреждения образования Республиканский институт профессионального образования также разработан и проводится курс повышения квалификации педагогических работников по теме "Современные технологии разрешения конфликтов. Медиация". Программа включает в себя несколько практикоориентированных модулей: "Нормативные и правовые основы медиации", "Теория конфликтов", "Технология медиации", "Эмоционально-волевая регуляция в процессе медиации", "Практикум по медиации". Повышение квалификации предназначено для педагогов-психологов, педагогов социальных, преподавателей, руководителей учреждений профессионального образования.

        В 2015/2016 учебном году к продвижению в республике школьной медиации подключились медиаторы, имеющие свидетельство Министерства юстиции Республики Беларусь. Так, свой проект на базе Средней школы №30 г. Минска начал Центр медиация и право с участием директора Частного предприятия "Медиалид", медиатора Красовской Ирины.
        Внедрения школьной медиации шло в двух направлениях:

  • обучение школьников и педагогов медиативной технологии урегулирования конфликтов для создания школьной службы примирения;
  • проведение школьных медиаций медиаторами, имеющими свидетельства Министерства юстиции Республики Беларусь.         Ответственным лицом за организацию и проведение проекта со стороны школы № 30 была назначена социальный педагог Куликова Наталья.
            В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
  • круглый стол медиаторов и школы, целью которого стало определение задач и направлений проекта;
  • общешкольное родительское собрание, на котором рассматривался вопрос «Медиация как инструмент по разрешению конфликтных и правовых споров различных категорий»;
  •  групповое занятие по обсуждению конфликтных отношений между учащимися 7-го класса (проведен ряд занятий по сплочению коллектива и урегулированию отношений между учащимися);
  • совещание классных руководителей 5-11 классов и медиаторов, на котором классные руководители были ознакомлены с направлениями и задачами проекта;
  •  обучение 9 детей 7-8 классов по программе «Школьная служба примирения»;
    •  обучение медиативной технологии администрации и педагогов школы.         Медиаторами Орловской Ириной, Рудинской Натальей, Кононовичем Максимом, Зедлец Виолеттой, Кожевниковым Вадимом, Шишло Натальей и Красовской Ириной были проведены групповые медиации для школьников, как с участием родителей, так и без них, а также медиации между родителями учеников школы. В том числе Зедлец Виолеттой, Кожевниковым Вадимом, Шишло Натальей и Красовской Ириной была проведена медиация с для 28 учеников одного класса с использованием технологии "круги сообществ".
              В 2016-2017 учебном году Средняя школа № 30 г. Минска совместно с другими учебными заведениями приняла  участие в проекте «Учимся понимать друг друга».
              Проект «Учимся понимать друг друга» был разработан в рамках соглашения о сотрудничестве между комитетом по образованию Мингорисполкома, Минский городским институтом развития образования и учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» в целях внедрения в практику работы учреждений образования медиативных технологий, обучения педагогов и учащихся навыкам урегулирования конфликтов с использованием медиативных технологий, повышения правовой культуры участников образовательного процесса, развития и становления в учреждениях образования служб примирения. Старт проекту был дан в декабре 2016 года.
              В проекте участвуют 21 учреждение образования, из них 9 школ от каждого района города Минска: Средняя школа №6 г. Минска, Средняя школа №22г. Минска, Средняя школа №30г. Минска, Средняя школа №205г. Минска, Средняя школа №38г. Минска, Гимназия №42 г. Минска, Средняя школа №131г. Минска, Средняя школа №148г. Минска, Средняя школа №164г. Минска, Минский городской педагогический колледж, Минская государственная гимназия-колледж искусств, Минский государственный Дворец детей и молодежи, Социально-педагогический центр с приютом Заводского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Ленинского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Московского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Октябрьского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Первомайского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Советского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Центрального района г. Минска, Социально-педагогический центр с приютом Партизанского района г. Минска.
              Две из перечисленных школ к моменту начала проекта уже имели опыт внедрения школьной медиации: Средняя школа №6 г. Минска и Средняя школа №30 г. Минска.
              Социально-педагогические центры с приютом, находящиеся в каждом районе г. Минска, участвуют в проекте  с целью создания на их базах служб примирения, которые будут привлекаться для разрешения конфликтов в другие учебные заведения, находящихся территориально в том же районе, в которых пока не функционирует школьная служба примирения.
              Следует отметить особую роль Минского городского педагогического колледжа в проекте (куратор-медиатор Хомутников Игорь). На данное учебное заведение была возложена задача не только создать на базе колледжа службу примирения, но и обучить основы медиативной технологии будущим педагогам для дальнейшего ее распространения среди учебных заведений, у том числе в детских садах, в которые выпускники колледжа будут распределены на работу.
              К моменту написания данной статьи прошел первый этап проекта, в котором были определены учащиеся и педагоги учебных заведений, заинтересованные в обучении технологии медиации, назначены кураторы из числа медиаторов для каждого учебного заведения и кураторы из числа педагогического состава, проведено обучение учащихся и педагогов в каждом учебном заведении, сформирован костяк  будущей службы школьных примирителей.
              Интересным опытом оказалось обучение в ГУО «Средняя школа №164 г. Минска» (куратор-медиатор Красовская Ирина), где в отличии от других учебных заведений, педагоги и школьники обучались совместно. Такой формат обучения способствовал сближению детей и взрослых, единообразному пониманию ими материала и созданию сплоченного коллектива к концу обучения. Ученики и педагоги других учебных заведений проекта проходили обучение порознь, и при проведении совместных практических занятий тренера-медиаторы столкнулись с необходимостью работы над преодолением дистанции между педагогами и учащимися, что привело к значительному увеличению количества совместных занятий, ранее не запланированных.
              На втором этапе проекта поставлена задача – разработать типовые документы для организации работы школьной службы примирения и создать символику службы для ее пропаганды среди других образовательных учреждений. С нового учебного года (2017/2018гг.) в образовательных учреждениях, являющихся участниками проекта, начнут работать школьные службы примирения под опекой закрепленных за ними кураторов-медиаторов.
              
             Гродно и Гродненская область


              Открытие первой в г. Гродно школьной службы примирения состоялось 6 апреля 2015 года на базе ГУО «Средняя школа № 38». На открытии присутствовал Фрэнк С. Лэйни, судебный медиатор Апелляционного суда США по четвертому округу, адъюнкт-профессор юридического факультета Университета Кэмпбелла (США). Он также провел семинар для студентов, школьников, психологов, учителей на тему «Введение в медиацию».
              В настоящее время школьные службы примирения созданы в ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно», ГУО «Средняя школа № 39 г. Гродно» и ГУО «Средняя школа № 8 г. Гродно». Обучение по специально разработанной программе подготовки посредников в разрешении конфликтов прошли 10 педагогов и 35 учащихся этих школ. 65 учителей двух школ прошли обучающие семинары на тему «Роль кругов примирения в развитии школьного коллектива».
              Одним из успешно реализованных проектов является проект «Территория взаимопонимания». Целью проекта «Территория взаимопонимания» является создание условий, формирующих организаторские способности, лидерские качества и социальные компетенции учащихся в конструктивном разрешении конфликтов на основе медиации в рамках деятельности летнего оздоровительного лагеря. В результате этого проекта 37 учащихся от 13 до 16 лет различных школ Гродненской области, являющиеся лидерами школьного сообщества, прошли обучение по программе подготовки медиаторов и будущих кураторов Школьных служб примирения. Обучение проходило в спортивно-оздоровительном лагере «Юность» в рамках областной лидерской смены актива «Искра» с 7 по 24 августа.
              Авторами проектов по развитию школьной медиации выступили: Шульга Оксана Константиновна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», медиатор, тренер Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право»; Хурс Иван Сергеевич, директор Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», медиатор, тренер.
              В 2016-2017 гг. реализуется еще один проект «Решаем конфликты позитивно». Цель проекта - создание условий для развития практики миротворчества, пропаганды ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества. В рамках проекта в 11 школах г. Гродно были проведены семинары-тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии со школьниками, учителями и родителями. Для родителей проводились тренинги на тему «Семейные конфликты – кто должен выиграть?» (приняло участие более 60 родителей). Для учащихся проведены тренинги на тему «Искусство договариваться в конфликте» (приняло участие свыше 200 учащихся). Для учителей были организованы семинары на тему «Школьная медиация и ее преимущества» (приняли участие свыше 150 учителей).


      Могилев и Могилевская область


              Вопросы включения школьной медиации в практику школ г. Могилева и Могилевской области обсуждается на постоянно действующем семинаре по охране детства при Управлении образования Могилевского областного исполнительного комитета. Наиболее актуальные вопросы: подготовка школьных медиаторов, место и статус школьной службы медиации в структуре школы, антибуллинговые программы в школе.
              В Могилевском государственном университете им. А.А. Кулешова действует студенческая научно-проблемная группа «Конфликтология и медиация». Участники группы обсуждают проблемы практики конфликтологии и медиации в образовательной среде: медиация в школе, в университете, межэтническая медиация в школе, в университете, примирительные практики в школе, в университете. Последние разработки группы – модель школьной службы медиации, модель службы медиации в университете, разработка и апробация диагностического инструментария для подбора детей и взрослых к практике медиации, диагностического инструментария для мониторинга эффективности практики медиации. Руководителем студенческой научно-исследовательской группы является Арсен Джанашиа, старший преподаватель кафедры психологии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова», специалист в области прав и интересов несовершеннолетних, руководитель студии развития «eduStory».
              В Могилевском государственном университете им. А.А. Кулешова введен специальный курс «Медиация как технология разрешения споров и конфликтов» для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В рамках курса, среди прочих тем, студенты знакомятся с содержанием и спецификой школьной медиации.


      Литература:
      1. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С.Бойко [и др.]; под общ. ред. С.В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.
      2. Бойко М.С. Служба медиации в Gesamtschule Fischbek // Куток настаунiка. – 2008. – № 14(17). – С. 6-7.
      3. Высоцкая Л.М, Бойко М.С. Мотивация обучения медиации у подростков // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы XII Междунар. науч.-практ. студ. конф. (Минск, 29-30 апреля 2015 г.) / Рос. гос. соц. ун-т. Фил. В г. Минске; редкол.: С.А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Бестпринт, 2016. – С. 236-238.
      4. Высоцкая, Л.М., Бойко, М.С. Медиаторы в представлении подростков // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 6 / редкол.: О.С. Попова (пред.) [и др.]. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2016. – С. 159–166.
      5. Бойко М.С., Высоцкая Л.М. Оценка эффективности деятельности медиатора // Сборник научных статей Республиканского института профессионального образования: психологическое сопровождение образовательного процесса. Выпуск 4 / Под ред. Е.Л. Касьяник. – В 2 ч., Ч. 1. – Минск: РИПО, 2014. – С. 9–14.


Понимание приводит к соглашению! 

Медиация - уверенность в успехе!

Медиация бережет ваше время!

Расскажите, а Вас волнует эта проблема?