Медиации в градостроительных конфликтах быть: граждане хотят сами решать, как будет развиваться место, где они живут

 

Изучаю очередной градостроительный конфликт по поводу общественного обсужденияпроекта «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Орловской – ул. Гая – ул. Пригородная – ул. Карастояновой».

Суть конфликта проста. На месте земельных участков и усадебных домов граждан власти решили разместить инвестиционные участки  для многоквартирного жилого дома и уплотнить существующую застройку еще несколькими инвестиционными участками для строительства и обслуживания жилых домов для дальнейшей продажи с аукциона. У людей, понятно, об этом не спросили, но обязаны информировать…

Набор инструментов воздействия друг на друга стороны конфликта выбрали традиционный: власти пытаются не допустить участников общественных обсуждений к принятию решений, а общественность «продавливает» власть с помощью жалоб в различные органы.

В этой связи вопрос. Возможна ли медиация, как форма разрешения градостроительных конфликтов?

Мой ответ – да.

Почему? Давайте разберемся.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года №38-З «О медиации» (далее - Закон) медиация –переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров от 01 июня 2011 года №687 (далее – Положение))  общественные обсуждения направленына обеспечение права физических лиц на благоприятную среду обитания, а также на вовлечение физических и юридических лиц в процесс планирования развития территорий при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительнойдеятельности.

Пунктом 3 Положения общественные обсуждения определены как комплекс мероприятий, проводимых организатором общественного обсуждения и обеспечивающих информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также возможность выражения участниками общественного обсуждения своего отношения к решениям, заложенным в проектах, в целях учета общественных интересов и соблюдения прав физических и юридических лиц.

Общественные обсуждения в соответствии с пунктом 4 Положения проводятся в формах информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения; работы комиссии по общественному обсуждению (далее – комиссия).

Таким образом, цель общественных обсуждений – учет общественных интересов и соблюдение прав физических и юридических лиц, в части его (их) определения, вполне решаема в рамках медиации, проведение которой законодателем не запрещено в рамках проведения общественных обсуждений.

Основные претензии общественности в рамках общественных обсуждений – ненадлежащее информирование и искаженное представление властей об общественном интересе.

 Те формы информирования и учета мнения граждан и юридических лиц, которые на сегодняшний день используются – презентация и направление письменных предложений и замечаний по проекту, вызывают ряд претензий:являются непрозрачными,недостаточными и цели общественных обсуждений не достигают. Кроме того, на мой взгляд, указанные формы информирования не отвечают запросу общества – непосредственно участвовать в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.  В результате такого «информирования» возникают конфликты и взаимные претензии, почти всегда с привлечением общественностью прокуратуры,  КГК, следственного комитета, что крайне нервирует власть с одной стороны и делает затруднительной коммуникацию с другой стороны.

Что могла бы дать медиация как форма взаимодействия граждан и власти.

  1. Возможность с одной стороны информировать, с другой стороны получить нужную информацию;
  2. Возможность получить цивилизованную обратную связь с общественностью, тот самый общественный интерес, учесть которыйобязаны власти при принятии дальнейших решений.
  3. Оформить общественные интересы и  наметить пути их реализации.
  4. Тем самым (пункты 1-3) соблюсти права и законные интересы физических и юридических лиц.

 

Итог:

Конечно, медиацию в градостроительных конфликтах никто в Минске не практиковал. Но запрос на нее общества очевиден – граждане хотят сами решать, как будет развиваться место, где они живут. Возможно, это не так очевидно, но запрос власти на такую форму взаимодействия с общественностью тоже есть. Медиация позволяет власти избежать крайних проявлений конфликта и переложить часть ответственности за решение относительно формулирования общественного интереса на результат переговоров, проведенных в рамках медиации.

 медиатор Белевцова Ольга

 

 

 Понимание приводит к соглашению! 

Медиация - уверенность в успехе!

Медиация бережет ваше время!

Расскажите, а Вас волнует эта проблема?