Инструкция для медиатора «Как составить свое вступительное слово»

         Вот уже в течение трех лет, каждый раз, когда я анализирую статистику нашего сайта, я обращаю внимание на то, что чаще всего ищут, просматривают или скачивают размещенное на нашем сайте мое вступительное слово. И я понимаю, что есть потребность узнать о том, что следует во вступительном слове медиатору говорить.

         Сразу отмечу, что мое  вступительное слово не звучит одинаково на каждой медиации. Это зависит от того, какой предмет спора, кто с каким опытом переговоров пришел на медиацию, каков состав участников. Например, если на медиации присутствуют пожилой человек я останавливаюсь более подробно на том что такое медиация и как она будет проходить. Если до проведения медиации стороны уже о чем-то договорились, то я обращаю внимание на то, что в компетенцию медиатора не входит фиксация их договоренностей. Медиатор должен наладить коммуникацию так, чтоб договорённости сторон были взаимовыгодными, конкретными, исполнимыми и понимались сторонами единообразно. В случае если на медиации присутствуют адвокаты, я обращаю их внимание на то, что в медиации важно понимать интересы сторон и только стороны могут их достоверно знать, поэтому медиатор общается со сторонами, а роль адвоката проконсультировать своего доверителя по правовым вопросам, которые могут у него возникнуть.

         Вместе с тем, есть четкий каркас вступительного слова, который я держу в своей голове, когда его начинаю. В этом каркасе условно можно выделить четыре блока:

  1. Организационный блок;
  2. Понятие и принципы медиации;
  3. Процедурный блок;
  4. Правила медиации.

 1.     Организационный блок.

Итак, мое вступительное слово начинается с некого организационного блока. Я называю его организационным, потому, что он предполагает разрешение задач которые важны для понимания все ли готово для того, чтоб начать медиацию.

Конечно, если до сих пор медиатор и стороны не познакомились, то в организационный блок включается представление медиатора и знакомство со сторонами.

Далее сторонам предлагается ответить на ряд вопросов:

Располагают ли они временем, чтобы эффективно провести переговоры? При этом я отмечаю, что, как правило, медиативная сессия длится 2-3 часа.

Надо понимать, что если стороны заглянули на более короткое время, спешка будет барьером к тому, чтоб с толком обсудить все волнующие их вопросы. После того, как все стороны ответят на данный вопрос медиатора, им предстоит решить: комфортен ли для них данный временной формат встречи.

Уполномочены ли стороны на ведение переговоров в медиации, принятие решения и подписания соглашения?

Данный вопрос актуален в случае, когда в медиации не принимают участие стороны, а их интересы представляют лица, имеющие доверенность. При отсутствии полномочий, проведение медиации невозможно, поэтому данный вопрос также задается в организационном блоке.

Есть ли еще кто-нибудь, кто может повлиять на принятие сторонами решения?

Данный вопрос важно обсудить вначале, поскольку если таковые лица есть, но они не присутствуют на медиации, нет смысла медиацию начинать, ибо есть вероятность, что после общения с ними сторона может отказаться исполнять достигнутые договоренности.

В случае, если нет препятствий к ведению переговоров, я перехожу к следующему блоку.

2.     Понятие и принципы медиации.

Из названия самого блока ясно, о чем я говорю дальше. Кроме того, что я рассказываю сторонам что такое медиация и каковы ее принципы, я останавливаюсь  на том как эти принципы реализуются в процессе медиации, какова роль и ответственность медиатора, адвокатов и самих сторон. Очень важно дать понять сторонам, что решение в медиации принимают  сами стороны, поскольку обладают наиболее полной и достоверной информацией об их споре. Поэтому только они могут найти то решение, которое экологично ляжет на их ситуацию и будет способствовать ее разрешению.

3.     Процедурный блок.

Любой человек, впервые попавший в незнакомую местность или в незнакомую компанию, чувствует себя неуверенно. Так и в медиации, если для стороны процедура медиации нова, то им совершенно непонятно что в ней будет происходить. Соответственно, если сторона не будет понимать процедуру, она не будет чувствовать себя хозяйкой (хозяином) положения. И как следствие стороны могу приять неисполнимое решение, поскольку для поиска взаимовыгодного решения необходимо отсутствие каких- либо информационных барьеров.

Поэтому в процедурном блоке вступительного слова я рассказываю о том, какие стадии медиации стороны будут проходить и что конкретно будут делать на каждой из них.

4.     Правила медиации.

 В этом блоке стороны устанавливают правила поведения на медиации. Данный блок является очень важным, поскольку по сути своей может служить для медиатора инструментом, позволяющим налаживать коммуникацию, когда забыв о правилах, стороны начинаю ими пренебрегать. Традиционно медиатор во вступительном слове может предложить не перебивать друг друга, не «переходить на личности»,  отключить мобильные телефоны или перевести их на беззвучный режим и в случае необходимости попросить медиатора сделать перерыв.

 

В заключении хочу отметить, что самое лучшее вступительное слово, это слово, которое вы говорите с пониманием дела и оно ложиться на Ваш образ и стиль. Заученные слова чужого вступительного слова звучат искусственно и соответственно  могут вызвать у сторон недоверие к вам. Не следует боятся этой стадии медиации и уж тем более ее пропускать, поскольку ни медиатор ни стороны не настроятся на плодотворную работу. Надеюсь, что моя инструкция будет вам полезна в составлении Вашего вступительного слова и до новых встреч в нашем блоге.

С уважением, медиатор Красовская Ирина.

 Сколько стоят услуги медиатора? Цена и ценность конфликта.

Вступительное слово медиатора Красовской Ирины Иосифовны.

«Как это происходит? Предмедиация»

 Внимание! Раскрываю секрет. 

Кстати в комментариях Вы можете задать любой вопрос о медиации, и мы найдем на него ответ!